ТРИ СИСТЕМЫ МАЛЫХ ГРУПП
Видя многообещающие преимущества работы в малых группах, многие пасторы стали решительно внедрять их в свои общины. Но со временем многие из них охладели к этому методу, не видя его результативности, так как из-за своей сверх загруженности передавали ответственность за малые группы другому лицу. Во многих общинах и поныне действуют домашние церкви, не принося ожидаемых результатов.
Чтобы понять, насколько решающей должна быть вовлеченность пастора в организованную систему малых групп, обратимся к исследованию, проведенному штатным сотрудником самой большой в мире ячеечной церкви в Сеуле.
Он был озадачена вопросом: почему не все общины, практикующие метод работы в малых группах, достигают такого же успеха, какого достигла их церковь?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, он в течение семи лет изучал особенности различных домашних церквей в США, проводил семинары и консультировал пасторов по вопросам организации и деятельности малых групп. В результате проведенного анализа он обнаружил, что многие малые группы не умножаются, что рост их в значительной степени зависит от того, какая система поддержки этому служению была организована в общине.
Он пришел к выводу, что в зависимости от того, какую позицию по отношению к малым группам занимает пастор, в церквах складываются в основном три системы поддержки, которые он назвал так: придаточная система, система инкорпорации, система интеграции.
Придаточная система
У придаточной системы есть еще и другое название — система «аппендикс». Это название было выбрано не случайно. Тот путь, которым идет внедрение и развитие малых групп в общине, как бы предопределяет значение этой системы не более, чем малого придатка, «аппендикса», в общей церковной жизни. Другими словами, программа работы в малых группах является не основной, а второстепенной. Что же это за система?
Придаточная система практикуется в 10—20% церквей, где есть малые группы. Обычно все начинается с рядового члена церкви, который подходит к пастору, рассказывает о своей мечте — чтобы в общине были организованы домашние группы — и о своем желании принимать участие в этом служении. Как правило, пастор дает «зеленый свет» этому добровольцу и поручает организовать первую группу.
Роль пастора при этом минимальна: разрешить действовать, объявить в общине о первой встрече и месте собрания, представить руководителя, а затем время от времени справляться о результатах работы. Основной груз ложится на плечи рядового члена-инициатора, который автоматически становится координатором деятельности домашних церквей, если число их начинает расти. В этом случае он отбирает лидеров малых групп из круга своих друзей и знакомых, разделяющих его взгляды на это служение, и обучает их, как может. Встречи с лидерами регулярно не проводятся. Рекомендации часто даются лишь по необходимости, на ходу, по телефону или в фойе после богослужения. Отсутствуют оценка и анализ. Как правило, лидеры сами планируют, что будет изучаться в их группе.
При таком подходе члены домашних церквей в основном сосредоточиваются на общении между собой и на изучении Библии. Им может быть очень хорошо вместе, но миссионерская работа при таком подходе либо совсем отсутствует, либо ведется только отдельными членами этих малых групп и приносит минимальные результаты.
Отклик со стороны общины бывает незначительным — менее 20% членов вовлекаются в организованные малые группы, так как воспринимают это служение как придаток, «аппендикс», более важных мероприятий и программ церкви. Они не видят прямой заинтересованности и вовлеченности ни самого пастора, ни церковного актива и соответственно оценивают его значимость. Замечено, что придаточная система домашних церквей держится и прогрессирует до тех пор, пока у руля ее стоит тот рядовой член-инициатор, который и организовал их деятельность. Если он отстраняется от этого служения в силу каких-то причин и на его место не приходит адекватный лидер, система постепенно распадается.
Итак, каковы же положительные и отрицательные стороны этой системы? Положительный духовный рост и сплоченность между собой тех членов общины, которые были вовлечены в деятельность малых групп. Отрицательными характеристиками являются: отстраненность пастора; незначительный процент вовлеченности членов общины; отсутствие плана деятельности малых групп; минимальная миссионерская работа и, следовательно, малый рост; сосредоточенность малых групп на себе; краткий срок жизни домашних церквей, их обреченность на застой и умирание; и в конечном итоге негативное представление общины о деятельности малых групп. Этот лимитированный и по многим параметрам негативный опыт может сослужить плохую службу для общины: в будущем может оказаться невозможным повторение эксперимента с организацией домашних церквей, даже если будет предлагаться другая, более прогрессивная модель.
Система инкорпорации
Суть этой системы отражена в ее названии, так как одно из главных значений слова «инкорпорация» — это «включение в свой состав, присоединение». Таким образом, предполагается, что малые группы, действующие по этой системе, расцениваются как одна из программ церкви, включенная советом общины в план своих мероприятий и более-менее равноправная по сравнению с другими. Как же это происходит?
Нужно отметить, что система инкорпорации является наиболее распространенной. Среди церквей с малыми группами примерно 80—90% общин следуют этой модели. Здесь все начинается с пастора, который, вдохновившись новой идеей, решил внедрить в своей общине малые группы, объявил это членам церкви, но руководство над домашними группами и ответственность за их функционирование возложил на координатора.
При такой модели более развита регулярная подотчетность пастору, который продолжает интересоваться тем, как идут в малых группах дела. Также поставлена на более высокий уровень подготовка лидеров, чем, как правило, занимается координатор, проводя семинары с начинающими руководителями. Кроме того, координатор регулярно встречается с лидерами групп на первой стадии развития этой системы или с районными лидерами, курирующими лидеров малых групп, — на второй стадии. Занятия в домашних церквах проводятся по разработанным урокам, хотя допускается и проведение занятий по программе, самостоятельно избранной группой. Главное внимание на собраниях уделяется общению и изучению Библии.
Отклик общины на эти занятия, как правило, бывает более положительным, чем при придаточной системе: от 20 до 50% членов вовлекаются в домашние группы, но обычно половина общины — это «потолок» системы инкорпорации.
Модель инкорпорации имеет несколько сильных сторон: организованность, подотчетность и анализ, регулярная подготовка лидеров. Это способствует повышению духовного роста и успешному ассимилированию новообращенных, которые окружаются дружеской опекой. Эта система позволяет развить целую сеть групп по нуждам или интересам различного направления: группы для людей, ранее страдавших какой-либо зависимостью; группы, нацеленные на преодоление семейных проблем; молодежные группы и т. д.
В то же время у этой системы есть серьезные недостатки. Как мы уже упоминали выше, только половина членов общины откликается на это служение. Из-за отстраненности пастора от прямого руководства прихожане склонны считать малые группы одной из программ церкви, может быть, и не самой важной. Координатор воспринимается как руководитель одного из многочисленных отделов общины. И каждый, кто не горит энтузиазмом, может легко успокоить себя — ведь члены церкви не обязаны принимать участие в деятельности всех отделов одновременно.
Как правило, эта модель малых групп успешно начинает действовать, но, достигнув определенной стадии, начинает топтаться на месте. Координатор испытывает недостаток информации и не знает, куда идти дальше. Так как пастор занимается другими, как ему кажется, более важными делами, а без его прямого участия в этом служении судьбу общины решать трудно, координатор постепенно становится скорее администратором, чем главным «двигателем» этой программы. Со временем занятия в малых группах приобретают тенденцию превращаться в скучную рутину. Но, пожалуй, главный недостаток состоит в том, что, как и при придаточной системе, наблюдается либо полное отсутствие миссионерской деятельности, либо незначительный успех. Таким образом, малые группы не приносят общине ощутимого численного роста.
Система интеграции
Слово «интеграция» означает «объединение в целое каких-либо частей, элементов». Судя по названию, малые группы при такой модели становятся не просто придатком или одной из программ общины, но ее неотъемлемой частью. Херстон, описывая эту систему, подчеркивает, что теперь малые группы прочно входят в жизнь каждого члена церкви, становятся одним из обязательных аспектов его христианской жизни, так как вся община переходит на два вида еженедельных собраний: общие собрания и собрания в малых группах. Другими словами, община полностью переходит на модель церкви малых групп.
Как показывает анализ деятельности малых групп, именно система интеграции приносит самый большой процент вовлеченности членов — 80—90% и выше. Сравнительно небольшое количество церквей, внедривших эту систему, с каждым годом растет. Именно эта система реально испытывает тот грандиозный численный рост, умножение групп и все прочие преимущества, о которых пишут книги и о которых, возможно, слышал читатель. В чем же особенность этой категории?
Прежде всего, инициатива исходит от пастора, и он же остается у руля вызванной им к жизни программы. Он отвечает за организацию и дальнейшее развитие этой системы. Неправильно было бы думать, что пастор в одиночку справляется с этим нелегким делом. Напротив, создается отлаженный механизм управления, но пастор всегда играет в нем ключевую роль. Фактически, разветвленная сеть управления, в которую вовлечен весь актив церкви, является одной из отличительных характеристик этой системы.
При системе интеграции особое значение придается хорошо разработанным урокам. Все группы следуют одному плану, за исключением групп, посвященных особым нуждам, у которых есть свои разработки. Встречи с лидерами и подотчетность еженедельны. Обучение лидеров также проводится регулярно. Кроме дружеского общения, совместного поклонения и изучения уроков в этой модели большое значение придается миссионерской работе.
Подводя итог, можно сказать, что, сохраняя все положительные стороны, свойственные придаточной системе и системе инкорпорации, система интеграции имеет четыре отличительные особенности: непосредственная вовлеченность и прямое руководство пастора; разветвленная сеть управления с участием всего церковного актива; наибольший отклик общины, воспринимающей малые группы как имеющие приоритетное значение для пастора и совета церкви в силу их прямой вовлеченности; четко спланированная миссионерская работа и численный рост.
Слабые стороны этой системы в том, что требуется время (примерно 1—3 года), чтобы перевести всю общину, численностью в 100 и более членов на «новые рельсы». Это может вызывать уныние из-за отсутствия быстрых результатов. Кроме того, пастор должен обладать определенными качествами, то есть иметь определенного рода дар: терпеливо следовать своему видению, а также уметь зажечь своим энтузиазмом общину и постоянно поддерживать ее стремление к достижению цели.